Подготовка к очередному путешествию на плато Путорана началась еще в октябре 2019 года. Команда очень сильно соскучилась по нормальному отдыху, которого в 2019 году практически не было. Поэтому уже в октябре началась «ломка». Хотелось отдыха, рыбалки, свежего воздуха, в общем всего того, что требовал организм. Группа в skype была быстро переименована в «Путоранцы», маршрут утвердили буквально за пару дней и сформировали предварительный план действий.
Планирование поездки
Маршрут предполагал заброску на оз. Собачье, потом переход до р. Аян и затем сплав до п. Волочанка. Основные пункты плана:
- Подать заявку и получить разрешение на посещение заповедника (январь 2020);
- Определиться со способом заброски;
- В зависимости от способа заброски спланировать снаряжение;
- Купить заранее билеты на самолет (апрель 2020);
- Реализовать само путешествие.
В октябре 2019 этот план казался весьма реальным. И в январе 2020 он даже начал исполняться: была подана заявка на посещение, был пересмотрен маршрут, т.к. в сам заповедник нас не пустили. Новый маршрут также предполагал заброску на оз. Собачье, затем переход на р. Токингда, сплав до оз. Кета, переход на оз. Накомякен и обратно в оз. Собачье. На маршруте планировалось сделать пару вылазок для посещения водопадов. В феврале по почте пришло бумажное разрешение на посещение рекреационной зоны заповедника в соответствии с новым маршрутом. Казалось бы, остается купить билеты на самолет, и точка невозврата будет пройдена, но COVID19 спутал нам все планы. Во-первых, решили пока отложить покупку билетов, т.к. стало непонятно, как добираться, пустят или нет в самолет. Во-вторых, в конце апреля по почте пришел отказ на посещение заповедника в связи с пандемией. Ну и в-третьих, в Норильске произошла авария с выбросом нефтепродуктов. Все эти события поставили жирный крест на нашем плане, и мы поняли, что в этом году нам никак не попасть на плато Путорана. Поэтому в мае было принято решение еще раз посетить Пятиречье, но другим путем, т.е. подняться снизу, от Оби.
Ввиду непоняток с пандемией мы решили полностью отказаться от каких-либо забросок и рассчитывать только на свои силы и снаряжение. И если сил у нас было предостаточно (по крайней мере уверенность в них), то со снаряжением возникли некоторые проблемы. Наши лодки вполне нормальные, но, к сожалению, на них тяжело будет подниматься по течению. Для подъема по р. Войкар, р. Ворчатывис и р. Танью, нужно что-то более мощное и проходимое. К тому же мы давно уже обсуждали приобретение большой ПВХ лодки под водомет, с бронированным днищем. Поэтому в начале июня через Avito нашли подходящий вариант в Перми и купили Стриж Jet 480. К сожалению, сам водомет в текущем сезоне не смогли осилить, т.к. пришлось приобрести доп. оборудование для полного оснащения лодки (консоль, руль, редуктор, носовой тент) поэтому решили использовать имеющийся мотор Yamaha 30HWCS на обычном винте. Это решение ограничивало в плане проходимости, но зато было достаточно бюджетным.
После приобретения, подготовки и тестирования лодки был окончательно сформирован будущий маршрут. Вот его основные точки:
- Ижевск – Приобье (1200 км на машине)
- Приобье – Мужи – Войкар – Ворчато – Пятиречье (примерно 600 км на лодке)
И назад в обратном порядке. Маршрут выглядел вполне реальным, даже с учетом того, что у нас не водомет, а обычный винт. Забегая вперед скажу, что до Пятиречья мы все-таки дошли.
Первоначально старт поездки был запланирован на 04.08.2020 на 6 часов утра, но ввиду непредвиденных обстоятельств выезд пришлось отложить на день. Оказалось, что у Андрея, единственного обладателя прав на управление маломерным судном, истек срок действия прав. Пришлось в срочном порядке производить замену.
Итак, 05.08.2020 наша группа в составе трех человек (Андрей, Денис и Женя) на двух автомобилях выдвинулась к Пятиречью.
Ижевск-Приобье
От Ижевска до Приобья по автомобильным меркам дорога не длинная, всего 1300 км. В первый день мы проехали 1000 км, при этом успели остановиться в «чикене», устроить фотосессию на границе Европы и Азии, постоять в пробке на ремонте дороги, пройти проверку на короновирус на границе Свердловской области и Ханты-Мансийского Автономного Округа. Заночевали в гостинице на окраине г. Советский. В гостинице для снятия усталости приняли по 100 гр., хорошо закусили и неплохо выспались.На следующий день (6 августа), еще до 12 часов, мы были в Приобье. И сразу столкнулись с проблемой, которая ни разу не всплывала в отчетах других путешественников. Оказалось, что весь берег Оби – сплошной ил и очень топкий, чтобы добраться до воды и не испачкаться (это мягко сказано, на самом деле - не превратиться в «илового демона») нужно сильно постараться. В порту есть берег, отсыпанный щебнем, но туда никого не пускают. На противоположном берегу виднелся подходящий пляж с песочным берегом (на самом деле там тоже был ил, но с песком, что очень сильно упрощало погрузку). Поэтому решили найти какие-нибудь сходни, чтобы как-нибудь стащить лодку на воду, абы как навалить все снаряжение и перебраться на противоположный берег, а уже там нормально снарядить лодку. Для экономии времени мы разделились на две группы: Андрей и Денис собирали лодку, а я отправился заправляться, т.к. единственная приличная заправка в округе находится в Сергино, это примерно в 15 км от места разгрузки.
После накачки лодки и заправки мы примерно час месили грязь на берегу, чтобы спустить лодку на воду и хоть как-то накидать в нее все снаряжение. Затем перебрались на противоположный берег, там полностью разгрузили лодку, открыли традиционную бутылку шампанского, выпили, закусили, отмыли всю грязь, снарядили лодку (установили консоль, подключили все тросики) и загрузили нормально все вещи.Приобье – Вершина-Войкар
Из Приобья мы вышли примерно в 15-00. Погода была отличная, тепло, солнечно и почти безветренно. Лодка уверенно справлялась с небольшой волной и по течению шла со скоростью 32-35 км/ч, нас это вполне устраивало.
Перед заходом солнца начали искать место для стоянки, т.к. на Оби это целая проблема. В итоге нашли берег с подсохшим илом, что было вполне приемлемо для ночевки, если сильно не топтаться на одном месте. 7 августа был ранний подъем, в 4 утра, ввиду некоторой путаницы с часовыми поясами. Но так как мы приближались к крайнему северу, то солнце уже было высоко и раннее утро совсем не ощущалось. Завтрак, сборы и мы опять в пути. До Мужей добрались примерно в 15-00. К этому времени погода поменялась, небо затянуло тучами и пошел мелкий дождь. В Мужах по плану у нас была заправка. Пол часа потратили чтобы найти АЗС, потом пришлось подождать еще час пока там был слив топлива. Кстати, заправка там не круглосуточная, режим работы Пн-Пт с 10 до 19, Сб и Вск выходной, т.е. можно считать что нам еще повезло, иначе могли зависнуть на пару дней. Бензин только 92 и ужасного качества, но выбирать не из чего. После заправки отправились дальше.До вечера успели дойти примерно 5 км выше деревни Вершина Войкар. Тут же на стоянке поймали пару щук, которых и приготовили на ужин. Несмотря на погоду, настроение было приподнятое, т.к. путешествие начало приобретать форму отдыха и рыбалки.
Вершина-Войкар – Сизымъеган
С утра, 8 августа, шел дождь, выходить из палаток совсем не хотелось, но до Пятиречья еще далеко, поэтому позавтракав и нацепив дождевики, двинулись дальше. Кстати, река по сравнению с прошлым разом оказалась значительно мельче, поэтому средняя скорость движения по сравнению с Обью очень сильно снизилась. На перекатах очень часто поднимали мотор в положение «полводы». В этот день до впадения Лагорты дойти не смогли, заночевали на галечном берегу. К вечеру погода наладилась, ветер стих и вышло солнце. На ужин решили сделать рыбные котлеты из пойманной щуки. Возможно, котлеты не были кулинарным шедевром, но могу с уверенностью сказать, что в радиусе 50 км это были самые лучшие котлеты. На этой стоянке столкнулись с интересной проблемой. Для обеспечения комфорта во время приемы пищи и отдыха мы взяли с собой антимоскитный шатер. Вещь оказалась очень полезной и удобной, каждый вечер мы с удовольствием сидели за столом и не беспокоились о комарах и гнусе. Но в этот вечер гнус был такой мелкий, что пролезал сквозь сетку, чем вызывал некоторое раздражение. Репелленты, естественно, помогали на 50%. Но как только солнце зашло за сопку и резко похолодало, весь гнус разом исчез. Это был единственный вечер, когда нас беспокоили насекомые, во все остальные дни шатер нас сильно выручал.
9 августа продолжили подъем по р Войкар. Чем выше поднимались по реке, тем больше снижалась средняя скорость. Самым проблематичными местами были рукава реки, на них она становилась очень мелкой, мотор приходилось поднимать и лодку тащить волоком, но были участки, на которых удавалось идти со скоростью 8-10 км/ч. Примерно после обеда мы добрались до впадения Лагорты, там мы набрали вкусной прозрачной воды, попили кофе и продолжили путь по Варчатывису в сторону Ворчато. Данный промежуток был самым рискованным, т.к. вода в Варчатывис очень темная и дна совсем не видно, соответственно очень сложно определить глубину, даже пару раз зацепили дно винтом, но к счастью без серьезных последствий. Добравшись до домика егеря Андрея мы поняли, что бензина нам никак не хватит, чтобы добраться до Пятиречья. Спасибо большое егерю Андрею, несмотря на высокий дефицит горючего в конкретном месте, он помог 30-ю литрами бензина, правда нам пришлось подключить все свои навыки «попрошаек», чтобы уговорить его. Но еще раз спасибо Андрею, он нам помог и, думаю, мы вполне щедро его поблагодарили. В общем подзаправившись, мы достаточно быстро пересекли Ворчато и на впадении р. Танью остановились на ночлег.
На следующий день (10 августа) мы достаточно быстро прошли примерно 50 км до ручья Сизымъеган. Там мы наловили окуня и закоптили его. Стоянку устроили на традиционном месте, на песчаной косе ниже впадения Сизымъеган. Место достаточно популярное у туристов. Там даже есть стихийная выставка «мужской боли» (мы так ее назвали), на дереве повешены изуродованные моторные винты, которые точно показывают все тягости и невзгоды подъема по горной реке на винтовом моторе.
Сизымъеган – Лагерь у руч. Элькошор
Утро 11-го августа было отличное: хорошая погода и веселое настроение. Впереди был самый тяжелый участок и утром мы об этом еще не догадывались. По прозрачной воде идти на моторе было значительно проще, но воспользоваться мотором нам удалось всего несколько раз, на тихих и глубоких участках, все остальное время мы тащили лодку волоком. Один раз даже пришлось полностью разгрузить лодку и перетащить все вещи вручную через перекат. Оказалось, что выбрали неправильный рукав, но возвращаться сил уже не было, поэтому разгрузили лодку и перенесли все на плечах. Таким способом нам удалось пройти 15 км, и примерно к 2-м часам дня добраться до пересечения с вездеходкой. После недолгих обсуждений единогласно решили в этом месте основать многодневный лагерь. Место оказалось достаточно удобным. Палатки разместили на открытом, невысоком и хорошо продуваемом берегу. На реке в этом месте была небольшая заводь, в которой очень хорошо и неприметно помещалась лодка.Примерно к 3-м часам дня мы полностью развернули лагерь. Так как последние 15 км дались очень тяжело, поэтому сразу выпили примерно по 150 гр, закусили оставшимся копченым окунем, засолили пойманного хариуса и устроили «сончас». Правда Денис не стал тратить силы на сон и ушел ловить трофейного хариуса.
Примерно в 5 вечера мы все собрались в шатре и начали готовиться к праздничному ужину (т.к. день выдался тяжелый, то к вечеру хотелось какого-то праздника). В этот вечер ужин порадовал изобилием: пара копченых хариусов (которых принес Денис). копченый окунь (остался с прошлого ужина), хариус, маринованный в соевом соусе и отличный супчик в исполнении Андрея. Пока готовили ужин обсудили дальнейший план: завтра налегке отправляемся до Пятиречья по вездеходке, там ночуем в вагончиках, послезавтра идем дальше до ущелья с голубой водой, в тот же день возвращаемся на Пятиречье, опять ночуем в вагончиках и на третий день возвращаемся в лагерь. Естественно, во время ужина выпили «за достигнутое», «за реализацию намеченного плана» и «за отличный отдых». После ужина, когда начало смеркаться, устроили праздничный салют из сигнала охотника. Конечно же, основная задача была распугать местных хищников шумом, светом и запахом дыма. В эту ночь первый раз температура опустилась ниже 0° C, под утро все палатки покрылись изморозью и в бутылках замерзла вода. Но нам в спальниках было очень комфортно.
Лагерь – Пятиречье – Лагерь
12 августа, среда. С утра позавтракали, собрали одну из палаток, во вторую сложили все вещи, которые планировали оставить в лагере. Взяли все необходимое для пешей вылазки на 3-4 дня и выдвинулись в сторону Пятиречья по вездеходке. На это время решили устроить «разгрузочные» дни для печени и спиртное с собой не брали. Дорога шла вдоль Танью, наибольшее удаление от реки было примерно 1 км (с разных сторон обходили сопку). На каждом привале ели чернику, в этом году был хороший урожай. Не буду уточнять как, но на одном из болот по дороге нам удалось разжиться настоящим рябчиком. Примерно в 3-км до Пятиречья дорога пошла прямо по берегу и там мы встретили туристическую группу из Нижнего Новгорода. Это были первые и единственные туристы, которых мы встретили за весь наш поход от Вершины Войкар до Пятиречья. Немного пообщались с ребятами, предупредили про наш лагерь, пожелали друг другу удачи и отправились дальше. Общее время на дорогу от лагеря до вагончиков на Пятиречьи составило 5 часов. В вагончиках никого не было, поэтому мы разместились достаточно свободно, заняли почти все лежаки, а в столовой накрыли стол. Денис растопил баню, не очень жарко, но зато удалось погреться и помыться. Поужинали без излишеств – овсянка с тушенкой, сварили бульон из рябчика для супа на утро и легли спать.С утра я позаимствовал из местных запасов немного специй и лапши быстрого приготовления и добавил их в сваренный вечером бульон. В результате получился вполне приемлемый супчик. Разделавшись с супом, мы собрались и выдвинулись в сторону ущелья с глубокой голубой водой. Мы уже бывали там и точно знали, что туда ведет вездеходка. Поэтому добрались до места достаточно быстро. Как и ожидалось, там стояла стая крупных хариусов, но не очень активных. Мы поймали буквально пару штук, хотя нам больше и не надо было. Обратно решили идти по самой реке и рыбачить. В этот раз в отличие от прошлого (в 2018 г), рыбы было меньше, но зато она была значительно крупнее. Нам не попался ни один хариус весом менее 800 гр. К вечеру, не торопясь, мы вернулись на Пятиречье. Андрей сразу занялся рыбой, чтобы сделать малосольного хариуса на соевом соусе. Поужинали тем, что было и легли спать.
14 августа погода опять была отличная. Было солнечно и немного ветрено, как раз чтобы разогнать комаров. Мы легко позавтракали, выпили чая, быстро собрались и отправились в обратную дорогу. На этот раз делали меньше остановок и дошли примерно за 4 часа. Было крайне приятно после долгого пути тут же, в лагере, достать и раскинуть стол, нарезать хлеб, посидеть спокойно и выпить несколько рюмок, закусывая их хлебом с малосольным хариусом, а затем и шоколадом, а потом был свежий кофе. Непоседливый Денис решил прогуляться со спиннингом до ближайшего переката, а мы с Андреем довольные жизнью завалились спать. Вернувшись с переката часа через 3, Денис прервал наш безмятежный сон рассказом о медвежьих следах, которые он там нашёл на берегу. Вечером был опять праздничный ужин, с салютом. Несмотря на очередную морозную ночь все спали в тепле и комфорте.
Лагерь – Мужи
15 августа, суббота, этот день можно смело считать началом обратной дороги. Примерно до часу дня мы собирали лагерь и упаковывали все в лодку. Сплавлялись не торопясь. Останавливались на перекатах, ловили хариуса для засолки. В этот день наконец появился долгожданный трофей - Андрей поймал тайменя, правда небольшого. Но все же это был таймень. Естественно, мы крайне аккуратно сделали с ним фотосессию и отпустили, как никак «краснокнижник».К вечеру добрались до Сизымъегана. Здесь устроили промысел, буквально за час поймали три ведра окуней, которых на стоянке распотрошили и часть заготовили домой, а часть пустили на уху и копчение. На ночевку остановились в уже традиционном месте, на песчаной косе.
Следующее утро снова нас порадовало отличной погодой. Много шли на моторе, до Ворчато добрались за пару часов с остановками на рыбалку. За три похода на Пятиречье, впервые удалось лицезреть красоту спокойного Ворчато. Когда мы вошли в озеро, стоял абсолютный штиль. Красота неописуемая. Но когда мы перебрались на другую сторону – погода изменилась, небо затянуло облаками и начался небольшой ветер. Мы сделали небольшую остановку в беседке на выходе из Ворчато, чтобы перекусить, позвонить родным (т.к. здесь работает сотовая связь) и отдохнуть перед сложным участком от Ворчато до Лагорты. Ночевали на слиянии Варчатывис и Лагорты. На ужин у нас был «итальянский суп» из утки. Рецепт простой: сначала 1 час варишь 2 утки, потом добавляешь картошку и специальную смесь «Суп по-итальянски». К концу приготовления уже изрядно стемнело, но благодаря шатру и подвешенному фонарику ужинали мы в комфортной обстановке. Сама утка особого впечатления не произвела. Мяса мало, рыбой, конечно, оно не пахнет, но тёмное, жесткое и по вкусу напоминает смесь говяжьей печени и говядины.
На следующий день (17 августа) продолжили спуск. Конечно же спускать на моторе гораздо приятнее, но тоже вызывало некоторые хлопоты. Пока мы поднимались, вода упала еще сильнее, примерно на 0,5 м. И в тех местах, где мы поднимались аккуратно на моторе, теперь приходилось спускаться на веслах. Останавливались на рыбалку в уже знакомых местах, правда щуки было мало. Очень сильно надеялись на легендарное место у впадения ручья Ламбеёган, но этот раз там было тихо.
Удалось поймать буквально 4 щуки. Но зато ниже остановились на яме и поймали три щуки, каждая весом более 6 кг. Весьма приятные ощущения при выуживании такого трофея. Когда доплыли до места нашей первой (где ранее оставили схрон с бензином) стоянки уже смеркалось. Вода очень сильно упала, и мы еле нашли наши спрятанные канистры. Пока Андрей готовил ужин, я разделывал пойманную щуку (получилось почти два ведра), а Денис пытался рыбачить, но рыбы не было, видимо из-за низкой воды.К утру (18 августа) погода испортилась, был ветер и немного моросил дождь. Но зато удалось собрать немного спелой брусники, к тому же, к этому времени у нас появилось достаточно пустых пластиковых контейнеров, чтобы довезти ее домой и не раздавить. Еще до полудня мы собрались и отправились дальше. По плану на сегодня было дойти до Мужей, заправиться и по максимуму пройти в сторону Приобья. Так же хотелось порыбачить на впадении Войкарского сора в Обь, якобы там должна быть трофейная щука. Но, к сожалению, последнюю щуку нам удалось поймать около Вершины Войкар, после рыбалку как обрезало. И на впадении Войкарского сора было глухо.
Примерно к 16-00 мы добрались до Мужей. Там в магазине пополнили запасы еды, к этому времени нашего похода очень хотелось чего-нибудь вкусного и неполезного. На заправке заполнили все канистры. Пока заправлялись пообщались с местным егерем, он как раз заправлялся на охоту. Пока мы заправлялись, Андрей наблюдал за местными рыбаками, как они с пристани ловили маленькую щучку.
В шестом часу вечера мы покинули Мужи. На ночевку остановились на песчано-иловой косе недалеко от села Азовы. В этом месте протока была узкой и все проходящие баржи было отлично слышно и видно (за ночь прошло 5-6 судов).
Мужи – Приобье
19 августа, последний день нашего водного пути. Встали пораньше, т.к. ехать далеко и против течения. Погода испортилась, начался сильный ветер, иногда шел дождь, поднялась большая волна, из-за чего прошлось снизить скорость. Единственный плюс был в том, что ветер в основном дул в спину. Но так как река петляет достаточно сильно, иногда приходилось идти против ветра с дождем. До пос. Перегребное шли примерно 10 часов. За это время мы успели дважды промокнуть и обсохнуть, т.к. погода менялась очень быстро.
Когда дошли до п. Перегребное бензина осталось 20л, этого могло не хватить чтобы дойти до Приобья. Поэтому решили сделать остановку и заправиться. Спасибо местным рыбакам на пристани, помогли вызвать такси. Я съездил на заправку и докупил еще 20 л. Через два часа мы были уже в Приобье. На этом закончился наш водный путь. На сборы ушло примерно 3 часа, за это время мы успели забрать машины со стоянки, разобрать лодку, упаковать лодку, загрузить машины и заехать в магазин, чтобы купить поесть в дорогу, т.к. нам еще предстояло проехать 200 км до г. Советский, чтобы заночевать в той гостинице, в которой мы останавливались по дороге сюда. Под вечер мы уже изрядно устали, поэтому уже не обращали внимание на все правила и ограничения. Мы высадились на паромной пристани у отсыпанного берега. Кое как удалось уговорить охранника, чтобы подогнать машины прямо к берегу, правда при выезде с территории пристани он очень ругался, потому что мы обещали заехать на 15 мин, а провозились 2 часа, но нам уже было не до него, хотелось быстрее добраться до гостиницы.
Приобье - Ижевск
В г. Советский мы приехали за полночь, взяли номер с завтраком и с удовольствием воспользовались всеми прелестями цивилизации (горячая вода, душ, туалет, мягкая постель). Выпили по 100 гр. чтобы снять усталость, но не навредить завтрашней дороге. И легли спать.
С утра позавтракали в местном кафе, кстати очень неплохо. Потом заехали на заправку, залили бензина под завязку, купили всяких снеков в дорогу и поехали домой. Дорога прошла без каких-либо приключений. В районе Туры остановились в кафе пообедать. Затем традиционная остановка в «чикене» около Краснокамска. И в 21-00 мы были в Воткинске. Примерно час ушел на разгрузку, и Андрей с Денисом поехали в Ижевск. По их словам, они были дома до полуночи.
Вот так закончилась вся поездка
Выводы
Несмотря на то, что мы не смогли попасть на плато Путорана, путешествие прошло замечательно. Наличие большой лодки и хорошего мотора позволило повысить комфорт (антимоскитный шатер, стол, стульчики, коптильня, зарядка для телефонов и др). Успешное испытание лодки открыло для нас новые возможности. Сам маршрут для нас не новый, но благодаря пешей вылазке удалось побывать в новых местах. Рыбалка тоже не подкачала: хариус, щука, окунь и даже таймень. Самое главное, что все прошло без проблем и происшествий.
Основные метрики путешествия
Время путешествия: 05.08.2020 – 20.08.2020, 16 полных дней
Пройденное расстояние:
- На машине: ~2400 км
- На лодке: ~1300 км
- Пешком: 45 км
Максимальная высота над ур. моря: 265 м
Минимальная высота над ур. моря: 5 м
Средняя скорость по Оби (вверх/вниз): 28/32 км/ч
Средняя скорость по Войкар (вверх/вниз): 10/13 км/ч
Средняя скорость по Ворчатывис и Танью (вверх/вниз): 4/7 км/ч
Средний/максимальный вес хариуса: 800/1300 гр.
Средний/максимальный вес окуня: 800/1000 гр.
Средний/максимальный вес щуки: 3000/6800 гр.
Стоимость всей поездки: 76928 руб.
Затраты на горючее (авто+лод.мотор+2Т масло): ~40000 руб.
Затраты на еду: ~8000 руб.
Спирт: 3 л (~ 15 бут. водки по 0.5).