«В недрах тундры выдры в гетрах
тырят в ведра ядра кедров…»

Обсуждение очередной поездки началось в феврале 2018. Все шло уже по накатанной дорожке:

  • выбрали маршрут;
  • запустили запрос на участие в походе;
  • выбрали девиз;
  • собрали заявки от участников;
  • спланировали маршрут, снаряжение и еду;
  • согласовали и договорились со всеми участниками/звеньями нашего похода;
  • ну и реализовали все планы ? .

Девиз – Выдры в тундре

Начну с девиза. В этот раз в качестве девиза мы выбрали фразу «Выдры в тундре», это некоторая компиляция из скороговорки:

WP 20180912 15 40 44 Pro LI
Наш фирменный значок - WP 20180912 15 40 44 Pro LI

Наш фирменный значок - WP 20180912 15 40 44 Pro LI
В недрах тундры выдры в гетрах
тырят в ведра ядра кедров!
Выдрав с выдры в тундре гетры,
вытру выдрой ядра кедра,
вытру гетрой выдре морду —
ядра в вёдра, выдру в тундру.

Не знаю почему, но данный девиз пришелся всем по душе. К девизу добавили еще логотип и уже из этого сделали сувенирные значки, которые планировалось раздавать всем встречающимся туристам.

Планирование маршрута

 

Три дня, проведенные на Пятиречье в 2017 году, запомнились всем. Вся наша малочисленная группа с восторгом вспоминала наши ежедневные прогулки в горы (вернее в предгорье). Не было ни одной посиделки в течение года, в которой бы мы не вспоминали красивые виды. Поэтому в 2018 году решили немного расширить маршрут, т.е. не просто пройтись по предгорью, а попытаться прогуляться среди гор и преодолеть какой-нибудь перевал. Но помимо прогулки в горах, всем хотелось закрепить впечатления от прошлогодней трофейной рыбалки и даже усилить их. И главное условие – нужно было успеть сделать все это за 2 недели. С учетом всех этих пожеланий и условий родился многоэтапный план нашей поездки:

  • дома, делим все наши вещи на две группы: на переход (в основном еда и одежда, ну и палатка) и на сплав (лодки, мотор, еда, всякие специи и вкусняшки, снасти на щуку и почти полезный балласт). Соответственно все что на переход упаковываем в рюкзаки, все остальное в три большие сумки (как потом оказалось вес сумок был: 24 кг + 23 кг + 45 кг);
  • как и в прошлый раз, добираемся на своем автомобиле до Микуни и со всем барахлом садимся в поезд;
  • едем до станции Полярный Урал, но при этом оставляем в вагоне три большие сумки, которые едут дальше до Харпа;
  • в Харпе сумки принимает таксист на газели и складывает их у себя в гараже до следующего рейса вездеходов на Пятиречье, который будет через 4 дня;
  • мы идем пешком по маршруту через горы и выходим на Пятиречье, тратим на это 4 дня;
  • как раз к приходу на Пятиречье вездеход привозит наши вещи, мы собираем лодки и дальше сплавляемся до Вершины-Войкар;
  • в Вершина-Войкар нанимаем местного на моторке, чтобы добраться до Мужей;
  • ну а дальше на метеор до Салехарда и до ЖД-станции.

План показался вполне реален и достаточно интересным. Но в ходе уточнения деталей он немного изменился. Жданов Ю.В. сказал, что мы вероятно не успеем добраться до Пятиречья к указанному времени, максимум до Бол. Хараматолоу. Он, конечно, может оставить вещи на Пятиречье где-нибудь в кустах или с какой-то группой, но это не надежно. Соответственно, он предложил встретиться у брода через Бол. Хараматолоу, там подбирает одного из нас и, уже на Пятиречье, кто-то из нас будет охранять вещи и ждать остальную группу. Мы не стали оспаривать слова Ю.В. и с небольшими опасениями приняли этот план. Кто поедет с вещами решили выбрать на месте по обстоятельствам.

Дальше пошли стандартные приготовления. Как и в прошлый раз в Google Docs создали общий документ, в который вписали всё снаряжение, назначили ответственных по пунктам, спланировали затраты, расписали график движения. Время Ч было установлено на 05.08.2018 23:00. Именно в это время мы должны были выехать из Воткинска.

Воткинск-Ижевск-Микунь-Полярный Урал

В 23:45 05.08.2018 выехали из Воткинска (с небольшим опозданием), в Ижевске забрали еще одного участника (политрука) и помчались в Микунь. Дорога была точно такая же как в прошлом году, за исключением обеденного перерыва. В этот раз в Сыктывкаре заехали в другой торговый центр в поисках KFC. К сожалению, а может и к счастью, KFC мы там не нашли, но зато наткнулись на кафешку, в которой как раз было время бизнес-ланча. И это оказался вполне достойный обед, о нем мы вспоминали всю поездку (на обратном пути попасть туда не удалось, мы были в Сыктывкаре ранним утром).

Еще стоит отметить один момент – время в расписании РЖД. Это просто какой-то ужас! С 1 августа РЖД ввело местное время в расписании и стало крайне неудобно ориентироваться во времени, особенно нам. Наш родной часовой пояс +4, в Микуни +3, на ст. Полярный Урал +3, в Харпе +5, в Салехарде и Лабытнангах +5. В итоге мы чуть не проспали свою остановку. Спасибо нашему коку, он смотрел в окно и занервничал, когда увидел, что р. Елец ушла от дороги в горы. Тут же мы узнали у проводника, что Полярный Урал через 10 мин. В принципе все вещи были готовы и мы оперативно переместились в тамбур, т.к. стоянка на ст. Полярный Урал всего 2 мин.

Ст. Полярный Урал – Бол. Хараматолоу

1 день

IMGP0333
Где-то на границе Европы и Азии - IMGP0333

Где-то на границе Европы и Азии - IMGP0333

Вот тут начинается наш пеший поход. Достаточно слаженно выгрузились из поезда, вместе с нами вышли еще два туриста – отец с сыном. Мы пообщались с ними, вручили наш фирменный сувенир (значок) и поинтересовались по поводу их маршрута. Парни планировали пройти вдоль р. Собь до Харпа (надеюсь у них все получилось).

Далее мы открыли традиционную бутылку шампанского, завязали шнурки, подтянули пояса и выдвинулись в сторону г. Шлем. 

Полярный Урал встретил нас не очень приветливо: низкие облака, мелкий моросящий дождь, но зато почти не было ветра.

В первый день по плану нужно было пройти 10 км. С небольшими остановками на отдых и рыбалку этот план выполнили к 20:45 по местному времени, ночевку устроили у р. Леквож.

Вечер провели в компании местных, которых налетело целое полчище. Комары слетаются на теплую кашу и тут же помирают, поэтому на ужин была «каша с комарами».

Спать легли сытые и довольные, все шло по плану.

IMGP0349
Водопад - IMGP0349

Водопад - IMGP0349
 
IMGP0345
Первая банка тушенки - IMGP0345

Первая банка тушенки - IMGP0345
 
WP 20180807 19 44 17 Pro LI
Купальница европейская или Италмас - WP 20180807 19 44 17 Pro LI

Купальница европейская или Италмас - WP 20180807 19 44 17 Pro LI
 
WP 20180808 14 01 31 Pro LI
Комары!!! - WP 20180808 14 01 31 Pro LI

Комары!!! - WP 20180808 14 01 31 Pro LI

2 день

С утра выпили по кружке чая с печеньками, собрали вещи и начали готовиться к очередному этапу нашего похода.

Дома я сделал небольшую заготовку, подготовил колесо и перекладины, хотел смастерить что-то на подобии тачки, чтобы хоть как-то разгрузить свои колени и спину. Но лень в домашних условиях пагубно сказалась на моих планах, конструкция оказалась хлипкой и от нее пришлось отказаться. Рюкзак пришлось нести на своих плечах, а колесо похоронили с почестями.

IMGP0361
Переход небольшого каньона с ручьем - IMGP0361

Переход небольшого каньона с ручьем - IMGP0361
В 08:20 по местному времени мы выдвинулись в путь. Впереди был не легкий участок, нам предстояло пройти перевал и подняться на высоту 570 м. Погода была переменная: то моросящий дождь, то солнце, то пасмурно с сильным ветром. В общем шли вперед, наслаждаясь красивыми видами, которые периодически проявлялись среди тумана, вернее низких облаков. Как только поднялись выше 400 метров стали появляться ледники, некоторые из них были с небольшим розовым оттенком. Что дает розовый оттенок мы не поняли и предположили, что это пыль какой-то железосодержащей породы.

К 13-00 преодолели самый крутой подъем до высоты 505 м, устроили привал и пообедали. Впереди все еще была самая высокая точка нашего похода – в долине озер (570 м). К 15:00 мы были уже на этой высоте. Там действительно полно озер. В некоторых из них под водой виден лед.

IMGP0367
Олень в горах - IMGP0367

Олень в горах - IMGP0367
На этой высоте растительности уже почти никакой нет, только камни и ледники. И именно на этой высоте мы встретили оленя, он вышел из-за камня в 100 м от нас и с интересом наблюдал за нами, а затем неспешно ушел в другую сторону. Ну а мы продолжили свой путь вдоль ручья Изъякырью.

После перевала природа немного изменилась, появился кустарник и даже несколько лиственниц, в некоторых местах удалось поесть ягод (бруснику и голубику). Стало немного веселее, даже погода начала налаживаться - появилось солнце. Но продлилось это не долго, к вечеру погода резко испортилась, начался сильный ветер с небольшим дождем, который застал нас на равнине. Время близилось к ночи и нужно было искать место для стоянки. Место нашли кое как и тут же поставили палатку, чтобы переждать дождь. Но дождь не собирался прекращаться.

Так как день был трудный – устали все, особенно наш кок. Поэтому он решил вздремнуть пару часов, но у него получилось до утра ?. Оставшимся пришлось пополнить калории за счет разведенного спирта, закусывая шоколадом с крекерами. Получилось очень вкусно и весело. Ночью стихия разыгралась еще сильнее, палатку от ветра прижимало почти к земле. Приходилось выходить и поправлять колышки. Но в конечном итоге нам успешно удалось провести эту ночь.

Интересное наблюдение. Для питья во время марша мы выделили пластиковую бутылку (полторашку), которую крепили за ремень моего рюкзака, чтобы можно было быстро достать на привале. Воды набирали не много, примерно 1 л, но часто. Соответственно, мы попробовали воду из разных ручьев. Так вот вода из разных ручьев была с различными вкусовыми оттенками. Нет, это конечно не лимонад с ярко выраженным вкусом, но отличить источники можно. У некоторых был явный вкус снега, в других чувствовался каменный привкус, нам попался даже немного сладковатый ручей (я специально набрал побольше воды в нем для разведения спирта). Чтобы прочувствовать все это нужно пить не прямо из ручья, а сначала набрать в какую-нибудь емкость, чтобы хоть чуть-чуть поднять температуру воды. И уже потом можно дегустировать. Из этого можно сделать интересный тур – «Дегустация воды из приполярных горных ручьев» и даже собрать коллекцию. Возможно бы мы так и сделали если бы не пришлось нести все на себе ?.

За день преодолели 21 км.

IMGP0355
Ледник - IMGP0355

Ледник - IMGP0355
IMGP0369
Мультипогодные горы - IMGP0369

Мультипогодные горы - IMGP0369
YDXJ0302
Горное озеро - YDXJ0302

Горное озеро - YDXJ0302
YDXJ0315
Изъякырью течет под ледником - YDXJ0315

Изъякырью течет под ледником - YDXJ0315

3 день

К утру стихия успокоилась. Погода наладилась не полностью, но стало намного лучше. Наш кок отлично отдохнул и приготовил плотный завтрак. Мы достаточно быстро поели, собрали лагерь и продолжил свой путь. По плану нужно было пройти примерно 24 км до места встречи со Ждановым Ю.В.

WP 20180809 14 37 33 Rich LI
Слияние Бол. Харатолоу и Изъякырью - WP 20180809 14 37 33 Rich LI

Слияние Бол. Харатолоу и Изъякырью - WP 20180809 14 37 33 Rich LI
Как уже писал, с утра погода была мрачная, ветер утих, но дождь немного моросил. Но уже к обеду все кардинально изменилось, появилось солнце и стало намного теплее. К этому времени мы уже были на слиянии р. Изъякырью и р. Бол. Хараматолоу. Как только добрались до Хараматолоу начали активно рыбачить, в надежде поймать трофейного хариуса. Но все наши попытки не увенчались успехом, мы не поймали ни одной рыбы. Возникло ощущение что в Хараматлоу рыбы вообще нет. Как нам объяснили позже, рыбы не было из-за большой воды.

Вода в реке Бол. Хараматолоу действительно была большой. От впадения Изъякырью можно было смело ставить лодку и сплавляться, но, во-первых, наши лодки должны были прийти с вездеходом, во-вторых, Хараматолоу впадает в р. Собь, а нам надо в р. Танью.

С самого начала нашего похода мы заметили одиночные следы, кто-то недавно шел по нашему маршруту. Следы то появлялись, то исчезали. В первый день они были не очень заметны, но на третий – мы уже четко различали след, было ощущение что их оставили буквально несколько часов назад. И вот после обеда мы настигли хозяина следов. Конечно же мы сделали привал у его лагеря, подарили наш сувенир и немного пообщались. Оказалось, что это путешественник-одиночка, который шел с Полярного Урала до Харпа. Только он вышел с Полярного Урала 05.08, а мы 07.08. Сам он из Тюмени. Решил поохотиться на трофейного хариуса, но также, как и мы до сих пор ничего не поймал. Убедившись, что у него все порядке, мы пожелали ему удачи и отправились дальше. До дневного плана нам оставалось еще 7 км.

YDXJ0337
Брод чере Бол. Хараматолоу - YDXJ0337

Брод чере Бол. Хараматолоу - YDXJ0337
На запланированное место встречи мы прибыли примерно в 19-00, на день раньше, чем прогнозировал Жданов Ю.В. Разбили лагерь на правом берегу Хараматолоу, как раз рядом с вездеходкой.

К вечеру погода полностью наладилась, было солнечно, с небольшим ветерком. Идеальная погода чтобы высушить все вещи и при этом не мешались комары и гнус. Рыбы по-прежнему не было, хотя мы опробовали кучу отличных мест для рыбалки (хорошие перекаты и глубокие ямы).

YDXJ0341
Тихий вечер на Хараматолоу - YDXJ0341

Тихий вечер на Хараматолоу - YDXJ0341
Вечером, во время ужина, выработали дальнейший план действий, так как вариантов было несколько:

Первый вариант. Двое из нас завтра утром выдвигаются в сторону Пятиречья, а один весь день ожидает вездеход и потом едет до Пятиречья на нем.

Второй вариант. Мы все вместе устраиваем дневку и ждем вездехода, затем один из нас едет на вездеходе, а остальные идут пешком или мы все вместе едем на вездеходе, если нас возьмут.

Решили остановиться на втором варианте, при котором мы теряем один день, но зато значительно повышается надежность, т.к. если вездеход не придет (возможен был и такой вариант) или на нем не будет наших вещей, то мы просто выдвигаемся в сторону Харпа. Так же было решено отправить меня в качестве сопровождающего, т.к. я сильно намозолил ноги и была вероятность, что до Пятиречья я просто не дойду.

4 день

В соответствии с выбранным планом мы весь день решили провести на р. Бол. Хараматолоу и ждать вездеход.

С утра наш кок решил еще раз попытать счастья в рыбалке и с самого утра ушел ниже по Большой Хараматолоу до слияния с Малой Хараматолоу, через 2 часа он вернулся с 3-мя хариусами. Нашей радости не было предела. Было принято единогласное решение - сделать уху, т.к. мы уже давно не ели супчика (очень хотелось горячего и жирного бульона). В общем на обед у нас была уха из хариуса.

После обеда погода испортилась, пошел дождь. Так как нам не нужно было никуда торопиться, мы переместились в палатку, чтобы укрыться от дождя и незаметно для себя устроили «тихий час».

К вечеру погода опять поменялась, поднялся ветер и разогнал все тучи. Мы заготовили побольше дров, собрали рюкзаки (чтобы оперативно погрузиться, если возьмут всех) и сели у костра в ожидании вездехода.

В 11 вечера по местному времени мы услышали характерный рокот дизелей и через 5 минут к нашей стоянке подъехали два вездехода. Дальнейшие 10 минут мы обсуждали почти весь оставшийся поход…

Вездеходы подъехали, из них вышел народ (примерно такие же туристы, как и мы). Стандартный разговор: «Вы откуда? Рыба есть? Откуда идете? Куда дальше?» и т.д. Жданов Ю.В. сказал, что все нормально, наши вещи едут. И далее был следующий диалог (Я – это я, М – руководитель группы с Москвы, Ж – Жданов Ю.В.)

Я: - Ну что, какой план?

Ж, обращаясь к М: - Вы ведь пару дней будете на Пятиречье?

М: - Даже не знаю, скорее всего сразу соберемся и пойдем дальше?

Ж: - Ну за вещами ведь присмотрите?

Я: - Погодите, вы хотя бы одного из нас возьмете?

Ж, обращаясь ко мне: - Долго собираться будете?

Я: - Ну, уже все собрано.

Ж: - Ну ладно, одного возьму.

И дальше дал команду по машинам. Я подхватил приготовленный рюкзак, пожелал удачи коллегам и запрыгнул в вездеход.

Весь этот диалог меня немного смутил. Мы почти месяц обсуждали со Ждановым (вернее с его помощницей) этот момент через ВКонтакте! И пришли к тому, что не нехорошо оставлять вещи без присмотра и лучше одного из нас забросить с вещами. И именно поэтому мы договорись встретиться на Хараматолоу, чтобы одного из нас подхватили. Иначе бы мы не ждали вездеход, а пошли бы дальше, не теряя один день. А тут оказалось, что в принципе попутчик был не запланирован.

Когда мы уже доехали до места, выяснилось, что в одном вездеходе было 5 пассажиров, а в другом всего 4. И места было достаточно чтобы взять еще двоих. Почему Жданов Ю.В. не предложил подобрать остальных мы не поняли, возможно дело было в доп. оплате (мы бы без проблем доплатили), возможно в перегрузке вездеходов (не думаю, что 100 кг на каждый вездеход, что-то изменило), возможно в чем-то еще. К тому же, Юрий Васильевич отлично знал состояние дороги, вернее бродов, и отлично понимал, как тяжело придется их проходить.

На следующий день, уже на Пятиречьи, все попутчики задавали мне один и тот же вопрос: «А почему мужиков не взяли?». А я даже не знал, что им ответить.

В последствие, разбирая эту ситуацию мы поняли, что были не правы изначально. Мы восприняли Жданова Ю.В., как некоторого проводника или гида. Хотя правильнее было бы воспринимать его как таксиста. Тогда все становится на свои места и с этой точки зрения он сделал все абсолютно правильно.

В общем вся ситуация с заброской нас немного расстроила. Нет, серьезных обид и претензий не было и нет. Заброска вещей нам очень помогла, и мы крайне благодарны Жданову Ю.В., но небольшой осадок остался.

5 день

Этот день для нашей группы проходил сразу в двух местах. На Пятиречье и по дороге к Пятиречью. Я приехал на место с вездеходом в 4 утра. Разгрузил и перетащил вещи в вагончик. В этом году геологи больше не работают в этом районе и вагончики пустовали. Я занял тот который приспособлен под столовую, разместил вещи и уснул. Проснулся примерно в обед, прибрался, затопил печь и пошел знакомиться со всеми туристами, которые находились в это время на Пятиречьи. Было три группы из Москвы, Сыктывкара и Перми. Пермяки были здесь уже 4 дня. Пообщавшись со всеми и вручив наши сувениры, я отправился в вагончик, чтобы приготовить ужин. Погода была крайне мерзкой – шел дождь с неплохим ветром. И поэтому я очень переживал за коллег, которые сейчас шли по тундре.

Вечером я прошел немного с удочкой вдоль Хойлы, но так как вода была очень большой, я ничего не поймал. Вернувшись, еще раз затопил печь и лег спать.

В это время парни боролись за выживание. К сожалению, я не могу полностью описать все тягости и невзгоды, с которыми они столкнулись. Если у них будет желание, то они сами опишут эту часть пути. Поэтому далее кратко, с их слов.

Они вышли рано утром и довольно быстро (к обеду) преодолели половину маршрута, т.е. сделали дневную норму. После обеда погода ухудшилась, более того дорога пошла по тундре, т.е. не было возможности укрыться от ветра и дождя, дров не найти, да и газ в примусе заканчивался. В общем с невероятным усилием им удалось к вечеру дойти практически до Пятиречья, они заночевали в 500м, т.к. не смогли в сумерках преодолеть Левую Пайеру. Поэтому заночевали прямо на берегу Левой Пайеры. Всего за день они преодолели 42 км, при такой погоде это был геройский поступок.

Пятиречье – Вершина Вокар

6 день

YDXJ0345
Вагончики на Пятиречьи, которые остались от Ямалтран - YDXJ0345

Вагончики на Пятиречьи, которые остались от Ямалтран - YDXJ0345
Проснувшись утром, я затопил печь, приготовил чай и посмотрев на уровень воды в реках (Хойла, Левая и Правая Пайера, Бурхойла) решил накачать лодку и пойти вместе с ней на встречу парням. Так как у меня были вейдерсы, я мог без проблем переходить брод по пояс. По плану парни должны были добраться к вечеру, но я подумал, что лучше заранее отвезти им лодку и оставить. Таким образом они смогли бы переправиться к вагончикам сразу, как только придут.

Я собрал лодку, взял палки и пошел преодолевать в брод Левую и Правую Пайеру. Правую Пайру пересек достаточно быстро, а когда стал подходить к Левой, то увидел двух человек. Моей радости не было предела, особенно когда стало понятно, что это ОНИ.

В общем, на лодке парни быстро перебрались к вагончикам, мы растопили печь, приготовили обед и за рюмкой чая они поведали, что с ними случилось за прошедший день.

Из-за отсутствия нормальной рыбалки вечером мы приняли решение не задерживаться на Пятиречьи, а полным ходом направиться к щуке.

7 день

WP 20180813 13 57 09 Pro LI
WP 20180813 13 57 09 Pro LI

WP 20180813 13 57 09 Pro LI
С самого утра, после чая, мы начали снаряжать лодки и собирать вещи, т.к. теперь вещей стало больше и нужно было их грамотно разместить в лодках. Уже в 9:00 мы отплыли.

WP 20180813 18 44 42 Rich LI
Хариус, примерно на 1 кг - WP 20180813 18 44 42 Rich LI

Хариус, примерно на 1 кг - WP 20180813 18 44 42 Rich LI
Во время сплава по р. Танью рыбачили почти на каждом перекате, удалось поймать всего 3 хариуса, но зато трофейных. Благодаря этому нам все же удалось попробовать слабосоленого хариуса с соевым соусом. Блюдо изумительное, особенно в походных условиях.

К 5-ти вечера мы были уже на впадении р. Сизимъёган. Вот тут началась активная рыбалка. Как и в прошлом году сразу пошел окунь. За час мы выловили примерно 100 кг, но на ужин оставили всего 5 рыб, примерно по килограмму каждая, все остальное отпускали.

IMG 20180813 165322
Окунь, примерно 1 кг - IMG 20180813 165322

Окунь, примерно 1 кг - IMG 20180813 165322
С прошлого года мы запомнили отличное место для стоянки, которое было чуть ниже по реке. В этот раз решили заночевать там же.

К вечеру установилась отличная погода, на ужин был жаренный окунь. Если бы не гнус и комары, то был бы райский курорт.

8 день

WP 20180814 10 04 14 Rich LI
Прекрасное утро - WP 20180814 10 04 14 Rich LI

Прекрасное утро - WP 20180814 10 04 14 Rich LI
С утра стандартный чай, но теперь еще и со сгущенкой, оперативный сбор вещей и в путь. Наша цель – трофейная щука на оз. Ворчато, правда до озера еще далеко, как минимум одна ночевка.

WP 20180814 14 10 22 Rich LI
Отличный трофей - WP 20180814 14 10 22 Rich LI

Отличный трофей - WP 20180814 14 10 22 Rich LI
Но хорошая щука появилась на много раньше. Учитывая предыдущий опыт, мы не останавливались на ямах, заводях, а только на впадениях хороших рек и ручьев. И ближайшим таким ручьем стал Лысмылькъюнко. И буквально через пару забросов появляется первая щука, достойная внимания - 5 кг, помимо этого, было поймано штук 10 поменьше, ну а окуней даже не считали (вечером эта щука была отправлена в маринад и на жарку).

В режиме коротких «перебежек» от ручья к ручью мы провели весь день. Рыбалка была отличная, но в отличие от прошлого раза, ходовой снастью были колебалки, преимущественно медные. На резину тоже брало, но менее активно. На ночевку остановились тоже в знакомом месте, в 8 км от оз. Ворчато. Как только вышли на берег, сразу разделали пойманный в обед трофей. Половина щуки ушла на засолку, другая на жареху. Поэтому на ужин была жаренная щука с картофельным пюре (сухой полуфабрикат). Благодаря хорошему ветру вечер провели без комаров.

9 день

YDXJ0404
Часовня на острове в Ворчато - YDXJ0404

Часовня на острове в Ворчато - YDXJ0404
С утра замариновали соленую щуку, доели вчерашнюю жаренную рыбу, попили чая, собрали вещи и отправились дальше. В 11:00 по местному времени мы вошли в Ворчато и поняли, что переход будет не легкий. Из-за ветра была большая волна, при чем встречная.

Путь от впадения р. Танью до острова с часовней занял два часа. В этот раз мы решили посмотреть на часовню изнутри и поэтому высадились на острове. Как оказалось, там очень даже не плохо все обустроено. Помимо часовни есть беседка, оборудованная стоянка, немного дров и даже туалет. Прогулявшись по острову и сделав несколько фото, мы отправились дальше к заветному месту – истоку реки Войкар и впадению р. Ыджидъюнко. По нашим предположениям именно там должна была стоять самая крупная щука.

Через час мы были на месте. Начать решили с р. Ыджидъюнко. Вошли в реку и начали рыбачить, но очень быстро разочаровались, т.к. рыбы в не было, поймали пару окуней и маленькую щуку.

WP 20180815 16 05 50 Rich LI
Отличная беседка на воде - WP 20180815 16 05 50 Rich LI

Отличная беседка на воде - WP 20180815 16 05 50 Rich LI
Но зато там стоял дебаркадер с беседкой, в которой мы с комфортом попили чай.

Далее мы направились к истоку реки Войкар, попутно облавливая все вокруг. Но опять нас ждало разочарование. Несколько небольших щук по 1-2 кг и окуни, ничего более двух кг нам так и не попалось. При этом мы перепробовали почти все снасти: колебалки, джиги, большие резиновые рыбки и пр. В общем все, что мы готовили почти весь год не дало никакого результата.

Поэтому, недолго думая, мы решили идти дальше, т.к. останавливаться на ночёвку при такой рыбалке не имело смысла.

Сразу за оз. Ворчато мы сделали остановку у Андрюхи, пообщались и вручили наш сувенир.

После озера опять началась нормальная рыбалка. Мы достаточно быстро поймали хорошую щуку для ухи. Стоянку сделали через пару километров от озера.

10 день

WP 20180816 11 30 09 Rich LI
Впадение Лагорты (Пекарня) - WP 20180816 11 30 09 Rich LI

Впадение Лагорты (Пекарня) - WP 20180816 11 30 09 Rich LI
И вот очередное утро, чай и сборы. Но с утра никто не подозревал, что это будет «день трофеев». Примерно к 10:30 по местному времени мы были на впадении Лохорты. Набрали прозрачной воды в бутылки, размяли ноги и продолжили путь опять в режиме перебежек.

IMG 20180816 141605 HDR
Трофеи на 8 кг и 4 кг - IMG 20180816 141605 HDR

Трофеи на 8 кг и 4 кг - IMG 20180816 141605 HDR
Так мы дошли до р. Нангнюрсоим и вот тут нам попался самый большой трофей за всю рыбалку. Наш кок вытащил щуку на 8 кг. Бой с ней длился почти 5 минут, хорошо, что забрасывал с берега, с лодки бы точно не достали, т.к. подсачник наш сломался уже давно.

Дальше рыбалка пошла еще интереснее, щук менее 2-х кг почти не было. И вот к вечеру мы добрались до самого интересного места по версии прошлого года – впадения р. Ламбеёган. Тут и началось рыбацкое веселье. Щука была гиперактивной, брала на любую снасть и в основном это были экземпляры около 4 кг и больше. Ночёвку решили устроить тут же, чтобы с утра порыбачить еще.

11 день

YDXJ0456
Очередая щука на 6 кг - YDXJ0456

Очередая щука на 6 кг - YDXJ0456
Утром мы не торопились, т.к. до конца нашего маршрута оставалось примерно 20 км, которые мы могли пройти за 3 часа. Поэтому после чая и сборов мы продолжили вчерашнюю рыбалку и провели на этом месте почти до обеда и набрав впечатлений и фото трофеев на весь год, отправились дальше.

Примерно за 7 км до Вершины Войкар мы увидели местных. Когда подплыли к ним, то сразу узнали нашего прошлогоднего «таксиста». Именно он в прошлом году отвозил нас на моторной лодке до Мужей. В этом году мы решили тоже воспользоваться его услугами. Но только теперь поднялся тариф и составил 5000 руб. с одного человека. Недолго думая, мы согласились.

YDXJ0463
Тара для щуки примерно на 20 кг - YDXJ0463

Тара для щуки примерно на 20 кг - YDXJ0463
Кстати, местный таксист был на этом месте не спроста. Во-первых, он ожидал проходящих туристов (таких как мы), чтобы раньше других предложить свои услуги по перевозке. Во-вторых, он на спиннинг ловил щуку, вернее занимался промыслом. По его словам, он за вечер вылавливает примерно по 300-400 кг и сдает всю рыбу по 26 руб за кг. Говорит, что раньше скупал рыбзавод по 28 руб., а теперь – какой-то частник по 26 руб.

IMG 20180817 144148
Это всего за пол часа - IMG 20180817 144148

Это всего за пол часа - IMG 20180817 144148
Мы сделали небольшой привал, помогли местному с промыслом, поймали примерно 100 кг. Договорились с ним, что дойдем свои ходом до Вершины Войкар, там соберем лодки и он отвезет нас в Мужи.

Для того, чтобы не беспокоиться вечером о еде, мы пожарили одну щуку, сварили гречку и положили все это в пластиковый контейнер с крышкой, чтобы вечером в Мужах спокойно поужинать.

Далее все пошло по плану. В 18-00 мы пришли к Вершине Войкар. За один час мы собрали лодки и вещи, погрузили все в моторную лодку, и уже в 20:00 мы в Мужах выгружали на берег вещи.

На пристани договорились чтобы нас пустили переночевать в зал ожидания. Это были первые признаки комфорта после 10 дней похода. Поужинали заготовленной ранее гречневой кашей и щукой.

12 день

Подъем был в 5 утра по местному времени, т.к. в 6:00 отправляется Метеор. В 5:30 начали подтягиваться местные жители. Посадка началась за 15 минут до отправления. В этот раз пассажиров было очень мало, видимо из-за субботы. Как оказалось позже, в этот раз основной поток пассажиров был из Салехарда.

IMGP0392
Речпорт Салехарда - IMGP0392

Речпорт Салехарда - IMGP0392
В 10 часов мы были уже в Салехарде. Сразу купили билеты на поезд через Интернет (стыд и позор РЖД, можно было бы уже давно сделать мобильную версию сайта). И еще забронировали номер в гостинице. В этом году пришла идея заночевать в Салехарде, чтобы посмотреть город.

Заказали две машины такси, перевезли вещи в гостиницу. Конечно же сразу воспользовались благами цивилизации: комфортный душ и туалет. Затем плотный обед из того, что купили в ближайшем магазине и пошли на экскурсионную прогулку по городу. Город очень красивый, чувствуется что денег на благоустройство не жалеют, тем более что всё это ради трех-четырех месяцев в году.

В этот раз мы не покупали местную рыбу, нам показалось слишком дорого. Почти вся рыба стоила по 1000 руб за кг (муксун, щокур, нельма). Зато купили сувениры из оленьего меха.

WP 20180818 16 41 31 Rich LI
Графити на домах - WP 20180818 16 41 31 Rich LI

Графити на домах - WP 20180818 16 41 31 Rich LI
 
WP 20180818 16 46 51 Rich LI
Символ Салехарда - WP 20180818 16 46 51 Rich LI

Символ Салехарда - WP 20180818 16 46 51 Rich LI
WP 20180818 19 42 49 Rich LI
Администрация ЯНАО - WP 20180818 19 42 49 Rich LI

Администрация ЯНАО - WP 20180818 19 42 49 Rich LI

Последующие дни

Все оставшиеся дни прошли в дороге. Сначала на поезде из Лабытнанг до Микуни, затем на машине до Воткинска. Все прошло в штатном режиме, точно так же, как в прошлом году. 20 августа мы все были уже дома.

Заключение

Вся наша группа единогласно решила, что поход удался. Даже не смотря на то, то пасмурная погода не позволила в полной мере насладиться видами Полярного Урала. Пешая часть похода показала, что нам это по силам и есть резерв для повышения сложности маршрута.

В этот раз нам не очень повезло с рыбалкой на хариуса, зато недостаток хариуса мы восполнили доброй щукой.

Ну и самое главное – это впечатления. Их мы набрали на целый год ?